Митрофан Коломоец — Человек удивительной судьбы

Митрофан Федорович Коломоец

Митрофан Федорович Коломоец


Мой дедушка, Коломоец Митрофан Федорович, родился 4 июня 1918 года в станице Копанской Ейского района. В 14 лет он остался сиротой и воспитывался в детском доме. В 1934 году окончил школу и поступил в Ейское педагогическое училище, по окончании которого в 1937 году стал учителем в Березанской школе. Позже работал заведующим Новодеревянковской начальной школы. В 1939 году Митрофана Коломойца призвали в Красную Армию и зачислили в Новочеркасскую школу младших авиаспециалистов. После нее, в 1940 году, его направили в Новочеркасскую авиачасть, где начал летать воздушным стрелком-радистом. В это же время его избрали секретарем комитета комсомола.

В 1941 году Митрофан отучился в Смоленском военно-политическом училище. В 1942 году получал летную практику в Майкопской летной школе, а позже перевелся в Борисоглебское военное училище. И только после его окончания в 1944 году, был направлен в 766 штурмовой авиаполк самолетов ИЛ-2 на Калининский фронт. Отсюда у Митрофана Федоровича начинается боевая служба.

Не раз моему деду пришлось «смотреть смерти в глаза». На 30-м боевом вылете в районе Ауце (Латвия) эскадрилью штурмовиков, которая должна была подавить установки артиллерийских батарей, враг встретил шквальным огнем. Разрывы зенитных снарядов были сгущены так, что к цели пришлось идти в сплошных огненных взрывах и дыму. Экипажу удалось поразить цель, но самолет подбили, и на выходе из пикирования ИЛ-2, не послушался управления. Митрофан Федорович прилагал невероятные усилия, чтобы удержать самолет. И когда пересекли линию фронта, он дал команду воздушному стрелку Дмитрию Ковалю: «Прыгай!», но тот ответил ему: «Только вместе!». Вот когда пригодились все полученные в летной школе знания и опыт. Митрофан Федорович хорошо знал технические возможности самолета и двигателя, в совершенстве владел техникой пилотирования, что и спасло экипаж в критический момент. Нужно было приземлиться. Коваль крикнул: «Аэродром слева!». Коломоец стал пробовать выпустить шасси, но это было невозможно. Самолет продолжал разворачиваться вправо, валиться на крыло. Пилот напрягал последние силы, чтобы довести и посадить самолет. Приближаясь к земле, Митрофан Федорович выключил мотор. Сильный толчок, удар о землю. ИЛ-2 прополз на фюзеляже несколько метров и остановился. Летчик потерял сознание. Когда пришел в себя, склонившись над ним, стоял окровавленный боевой друг Дима Коваль. Он, как будто ничего не случилось, сказал: «Ну вот, командир, мы и прилетели, а ты говорил, прыгай». После этого героического полета и небольшого перерыва мой дед вновь сел за штурвал и продолжил громить врага до победы.

За время войны Коломоец Митрофан Федорович совершил 87 успешных боевых вылетов, зачастую в упор расстреливал большие скопления живой силы и техники противника, подавлял батареи и зенитные установки, уничтожал вражеские военные объекты. К исходу Великой Отечественной его грудь украшали высокие правительственные награды за подвиг в борьбе с фашизмом: два ордена «Красного Знамени», два ордена «Отечественной войны» 1 степени, орден «Отечественной войны» 2 степени. Позже был награжден орденом «Красной Звезды» и 11 медалями.

После войны он продолжил службу. Уволился в запас в 1963 году по состоянию здоровья с должности начальника штаба авиаполка в звании подполковника. С 1965 он работал в Краснодарском объединенном авиаотряде. Умер дедушка 10 июня 1994 года.

Митрофан Коломоец — человек удивительной судьбы, сумевший прожить яркую и героическую жизнь, осуществивший мечты о небе всех мальчишек 40-х годов. Его служение Родине и безграничная отвага в бою служат примером и составляют особую гордость всех его детей, внуков и правнуков.

Ведущий специалист Профилактория «Вуктыльский» Инна Коломоец

Память народа

Подлинные документы о Второй мировой войне

Подвиг народа

Архивные документы воинов Великой Отечественной войны

Мемориал

Обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества

LiveJournal Share Button