Полевые исследователи

17 мая 2016, 12:00

В июле 2011 года на техническое вооружение Управления аварийно-восстановительных работ компании поступила уникальная передвижная лаборатория неразрушающего контроля на базе автомобиля КАМАЗ. За это время ее специалистами обследованы сотни километров трубопроводов предприятия. Сегодняшний материал раскрывает об одном дне из жизни этого по-настоящему незаменимого подразделения.

Начало пути — крановый узел №39 Сенгилеевского газового месторождения

Начало пути — крановый узел №39 Сенгилеевского газового месторождения


Место нашей встречи с работниками лаборатории — мастером Александром Панютой, специалистами неразрушающего контроля Павлом Якимовым и Игорем Ткаленко, водителем Евгением Лещенко — крановый узел №39 Сенгилеевского газового месторождения. Он находится в окружении зеленых холмов вблизи одноименного водохранилища. В этом месте один трубопровод переходит в другой, поэтому есть выход трубы на поверхность и к ней можно подключить генераторы импульсов для получения точных данных коррозионного обследования. Именно здесь специалисты приступают к своей работе.

Замер толщины стенки трубопровода

Замер толщины стенки трубопровода


«Наша задача — определить защищенность от коррозии и состояние изоляционного покрытия трубопровода „Сенгилеевка — Ставрополь“. Где он залегает, на какой глубине, нет ли открытых участков. Важно внимательно проверить имеются ли дефекты в изоляционном покрытии, ведь он был заложен в 1962 году», — поясняет Александр Панюта.

Подготовка к замеру удельного сопротивления грунта

Подготовка к замеру удельного сопротивления грунта

Для этого необходимо выполнить три первичных и обязательных операции — при помощи ультразвука замерить толщину стенки трубопровода, определить защитный потенциал и удельное сопротивление грунта. Убедившись, что все эти параметры в порядке, Александр вносит данные в журнал, а специалисты Павел и Игорь приступают к измерениям. Протяженность трубопровода составляет 8,5 километров. Вооружившись приборами — трассопоисковым РД-8000 и аппаратурой нахождения повреждений изоляции (АНПИ) — они отправляются в путь пешком. «При помощи РД-8000 я определяю направление трубопровода, его повороты и глубину. Эти данные при помощи GPS-навигатора фиксируются с привязкой к местности Александром», — рассказывает Павел. Следом за ним идет Игорь с АНПИ. В его руках специальные электроды, которые врезаются в грунт. Его передвижение с прибором очень похоже на бег биатлониста. В шутку коррозионщики называют АНПИ «лыжами».


«Мне необходимо внимательно следить за датчиком. Резкое изменение показаний — это сигнал о том, что повреждена изоляция и труба подвержена коррозии. При этом я фиксирую GPS-координаты точки и передаю информацию в лабораторию», — говорит Игорь.

Поиск повреждений трубопровода

Поиск повреждений трубопровода


Пункт прибытия у специалистов — узел измерения расхода газа №2 Сенгилеевского месторождения. Здесь замеряются те же показатели, что и на месте старта. «Результатом нашей работы является технический отчет с выводами и рекомендациями для коллег из Светлоградского ГПУ и заинтересованных отделов Общества. В нем обозначаются первоочередные проблемы, описываются дефектные участки изоляционного покрытия, которые нуждаются в капитальном ремонте», — резюмирует Александр Панюта.

Конечная точка пути и финальный измерения

Конечная точка пути и финальный измерения


На следующий день специалисты лаборатории перемещаются на очередной участок трубопровода, который также подвергается их тщательному обследованию. В таком режиме газовики работают с понедельника по пятницу. КАМАЗ с приборами проезжает в самые отдаленные районы производственной деятельности компании. «Мы можем ехать в одну сторону больше 700 километров, там проводить мониторинг состояния изоляционного покрытия подземных участков трубопроводов и возвращаться обратно», — говорит водитель с 25-летним стажем Евгений Лещенко. — «Что мы только не встречали на своем пути. И заброшенную железную дорогу, и жилища местной фауны, но больше всего поражает, как прекрасен наш юг — будь-то калмыцкая степь, холмы Ставрополья, лиманы Кубани, хвойный лес ростовской области или предгорье Адыгеи».


Справка:

За время работы лаборатории обследовано более 875 километров различных трубопроводов. В год специалисты пешком проходят более 200 км. При этом общая протяженность трубопроводов Каневского и Светлоградского ГПУ составляет около 2000 км.
LiveJournal Share Button